Зороастризм – самая древняя из мировых религий откровения. Некоторые из важнейших его доктрин заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и северным буддизмом, а также гностическими сектами. Зороастризм среди живых религий наиболее труден для изучения. Это объясняется его древностью, теми злоключениями, которые ему пришлось испытать, и утратой многих священных текстов. Возникнув около 3 500 лет назад в среднеазиатских странах, он стал государственной религией трех могущественных Иранских империй, процветал и властвовал многие столетия. Возвышенные и оригинальные доктрины зороастризма оказывали воздействие на всем Ближнем Востоке – по территории, на которой развивался иудаизм, зародились христианство и ислам. На Востоке власть Ирана простиралась до Северной Индии, и там он внес свой вклад в развитие буд-дизма махаяны. Поэтому знакомство с учением Зороастра и истори-ей его религии необходимо для любого серьезного исследования мировых религий. Зороастризм был уже стар, когда о нем впервые упоминается в исторических источниках. Корни его уходят в далекое прошлое. Изучение его может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий. Зороастризм заслуживает изучения и из-за той роли, которую он сыграл в рели-гиозной истории человечества. Кроме того – это благородная рели-гия, отдельные ее положения уникальны и замечательны. Религия персидского народа нам в основном известна из тру-дов Геродота, Страбона, частично так же из «Киропедии» Ксено-фонта, из произведений Цицерона. О зороастризме, правда в общих чертах, писали Аристотель (который, вероятно, получал информа-цию от Эвдокса), Плутарх, Диоген Лаэртский и другие античные ав-торы. Важны и данные пехлевийской литературы. Они содержат сведения, которые нельзя найти ни в каких других источниках, и ко-торые обильно дополняют скудные сведения античных авторов. Бо-лее всего сведений о пророке Зороастре содержится в двух пехле-вийских произведениях «Динкарде» и «Визидашха». Отдельные со-общения о Зороастре, прямые и косвенные, встречаются и во многих других пехлевийских текстах. Таково сочинение «Бундахишн», сво-его рода зороастрийская энциклопедия. Таковы же и другие зороаст-рийские сочинения – «Динаи-Меноги-Храд», «Книга об Арда-Виразе», «Дадестане-Диниг», «Памятная книга о Заере», «Города Ирана». К числу источников следует отнести и некоторые памятники новоперсидской литературы. Это прежде всего «Зардушт-наме» - сочинение, написанное во второй половине XIII века. Труд этот спе-циально посвящен жизнеописанию Зороастра. Кроме иранских и греческих источников имеется и немало других: латинские, сирийские и армянские, наконец, арабские му-сульманского времени. Особое значение приобретают сейчас лин-гвистические и археологические источники. Но во многом уникальным и важнейшим источником является Авеста , «Библия» зороастризма. Авеста написана на одном из древ-них иранских языков. Полного критического исследования текста Авесты, подобно «библейской критике» нет. Несомненно, что неко-торые части дошедшей до нас Авесты составлялись в период, когда язык Авесты был уже мертвым, но основная часть – еще тогда, когда он был живым. Следовательно, еще задолго до парфянского влады-чества (с III в. до н.э.). Александру Македонскому традицией припи-сывается уничтожение полного списка Авесты. Новая редакция бы-ла создана верховным жрецом Картиром при основателе династии Сасанидов Арташире Папакане. Собирание и отбор религиозных текстов для включения в канон Авесты продолжались и в после-дующие века. Окончательная редакция Авесты была осуществлена магом Артурпатом при Шапуре II (309-379 гг. н.э.). Таким образом, свой окончательный вид Авеста приняла не ранее IV века н.э. Согласно традиции, зафиксированной в позднейших памятни-ках, в древности Авеста включала в себя 21 книгу (наск). Уже в са-санидский период ряд насков состоял лишь из отдельных фрагмен-тов: до нашего времени дошел более или менее целиком лишь один наск – Видевдат, содержащий мифологические предания и правила ритуального очищения. Другие части – Ясна и Висперед (литургиче-ского содержания), а также гимны Яшты – представляют фрагменты различных насков. Особое место в Ясне занимают Гаты – стихотворные пропове-ди, гимны, написанные на особом и более архаичном, сравнительно с другими частями Авесты, диалекте. Гаты плохо поддаются изуче-нию вследствие трудности языка и сложности стиля. Отсюда – ог-ромные различия в толковании и переводе Гат у разных исследова-телей. Бесспорно важными источниками по зороастризму являются надписи царей династии Ахеменидов. В современном Иране есть высокая скала Бехистун. На головокружительной высоте отвесного стометрового каменного склона высечен клинописный текст. Это самая большая надпись на древнеперсидском языке. Энтузиаст-любитель, английский офицер Г. Роулинсон, прикомандированный ко двору персидского шаха и выполнявший военные, дипломатиче-ские (и попутно шпионско-агентурные) обязанности, в 1835 году с риском для жизни снял копию

Зороастризм
Главная

Hosted by uCoz