Журнал "Митра" как источник изучения современного зороастризма в России  

В начале XX века в Санкт-Петербурге появилась зороастрийская община, в создании которой принимал участие Иван Николаевич Гантимуров, дед Павла Павловича Глобы. В настоящее время в России существует две официально зарегистрированные зороастрийские общины – в Санкт-Петербурге и в Москве («Белая гора»), в создании которых непосредственное участие принимал П.П. Глоба.
Объектом нашего рассмотрения является журнал «Митра», посвященный зороастрийской религии, который издается в Санкт-Петербурге. В настоящее время выходит очень мало русскоязычной литературы, посвященной зороастризму, и тем более современному зороастризму. Появление этого журнала связано с укреплением питерской зороастрийской общины и расширением ее влияния. Журнал призван быть связующим звеном между зороастрийскими общинами, быть своеобразным рупором общины. Данный зороастрийский журнал первый и единственный на территории России и СНГ.
Так как в настоящее время очень мало литературы, посвященной развитию зороастрийского учения в современном мире, журнал является просто находкой для исследователей данного вопроса.

Общий обзор журнала «Митра»

При любом подходе к прессе первоначально важно выяснить вопросы, касающиеся происхождения и истории периодических органов, в частности установить побудительные причины их издания.
1) Обстоятельства возникновения, цели и назначение журнала «Митра».
Инициатива издания журнала исходит от петербургской зороастрийской общины при активном участии Павла Павловича Глобы, который является настоятелем этой общины. В своем интервью, публикуемом в первом номере журнала (№ 0, 1997) , Павел Павлович дал общую информацию об имеющихся в России зороастрийских общинах. На 1997 год зарегистрировано было только две общины – в Москве и Санкт-Петербурге. Регистрации новых общин препятствует не так давно вышедший закон о религиозных объединениях. Общины замкнуты в себе, не выходили ранее на связь с другими зороастрийцами. Но есть осознание этого недостатка и стремление к тому, чтобы его преодолеть. Появление журнала связано с укреплением общины и расширением ее влияния.
Павел Павлович Глоба дал название и направление журнала. несомненный интерес для нас представляет статья редактора журнала «Митра» Галины Николаевны Соколовой , где она говорит о том, как создается журнал. Первые выпуски вестника напоминали больше газету, нежели журнал, страницы которого были заполнены простыми, отчасти наивными заметками. Журнал был создан как вестник зороастрийской общины, которая объединила в себе людей, родственных по религиозным убеждениям.
Большинство из тех, кто стал принимать участие в выпуске журнала, не имели специального журналистского или полиграфического образования. У издателей не было ни опыта, ни каких бы то ни было навыков в этом деле. Многие никогда раньше ничего не писали для прессы. Фактически им пришлось начинать с нуля. Каждый номер давался с большим трудом. Издателям журнала постоянно приходится сталкиваться с производственными и финансовыми трудностями. Сотрудники научились делать журнал, создавать его содержание, но у них нет еще достаточной квалификации, чтобы самим выполнять все компьютерные работы.
Сложно найти постоянную и недорогую типографию. Первые номера вестника выходили весьма ограниченным тиражом и дальнейшее их распространение происходило путем ксерокопирования. Ныне существующий тираж этого издания ограничивается 300-500 экземплярами. В связи с этим себестоимость журнала очень высока. В результате возникают сложности с распространением журнала. Так как зороастрийцы большей частью люди небогатые, далеко не каждый может позволить себе купить дорогой журнал. Многодетным зороастрийским семьям журнал вручается бесплатно. Принимающие участие в выпуске также получают по одному бесплатному авторскому экземпляру.
Практически все зороастрийцы работают над выпуском журнала бескорыстно. Это их «личный вклад в дело возрождения зороастризма в России».
Кроме того, Галина Николаевна высказывает пожелание: «Хорошо было бы, чтобы в выпуске журнала принимали участие не только зороастрийцы из Санкт-Петербурга, но и из других городов, потому что все мы дополняем друг друга, внося свою лепту в общее дело. Желательно, чтобы в журнале присутствовал и элемент дискуссии. В процессе дискуссии мы могли бы быстрее осознать свои ошибки и заблуждения, а любой предмет дискуссии мог быть представлен с различных точек зрения» .
Наиглавнейшая задача журнала – это отражение «возрождающейся зороастрийской традиции в России», разъяснение авестийского учения с целью расширения круга знания. Журнал призван осветить зороастризм как религии и культурной традиции не только с научной точки зрения, но и с позиции людей, считающих себя зороастрийцами, что несомненно очень важно для нашей работы.
Журнал издается нерегулярно, по мере комплектования каждого номера. Периодичность издания составляет в среднем 1 раз в полгода. Разница в интервале выхода в свет журнала составляет от 3-х до 10-ти месяцев. Объем журнала составляет от 24 страниц (№ 0) до 100 страниц (№ 3 (7)).
На данный момент выпущено восемь номеров журнала «Митра» - с № 0 по № 3(7).
Первые четыре номера «Митры» (№ 0 - № 3) сложно назвать журналом в полном смысле этого слова. Они являются «Вестником зороастрийской общины». Компьютерный набор и верстка этих номеров осуществлялся как и при издании полноценного журнала, но это лишь распечатанные и ксерокопированные копии. Это лишь первые пробные шаги на пути создания журнала.
Первый номер (№ 0) вышел в свет 9 мая 1997 г., № 1 – 10 октября 1997 г., № 2 – 3 февраля 1998 г., № 3 – 22 января 1999 г., № 4 – июль 1999 г., № 1 (5) – апрель 2000 г., № 2 (6) – 15 декабря 2000 г., № 3 (7) – 13 июля 2001 г.
И Вестник и непосредственно сами журналы выходили в Санкт-Петербурге. Журналы (№ 4 - № 1 (5)) были отпечатаны в типографии ИОВ РАО и в отделе оперативной полиграфии НИИХ СПб - государственного университета.
Галина Николаевна Соколова является непосредственным редактором журнала на протяжении всех номеров. Правда в Вестнике она была главным редактором, а начиная с № 4 главным редактором становится П.П. Глоба.
2) Характер журнала и его идейная направленность.
Представление о программе, характере периодического органа дают передовые и редакционные статьи, опубликованные обычно в первом номере газеты или журнала, а так же состав редакций и их основные разделы.
Существенно важны вступительные статьи, разные обращения издателя к читателям. Например, в нулевом номере Вестника нам представлена передовая статья, обращенная непосредственно к читателям . В ней отмечается значительность и знаменательность момента выхода в свет Вестника, излагается кратко цель создания Вестника, связанная с укреплением общины. Редакция предлагает всем желающим принять участие в этом издании. В целом маленькая и лаконичная статья.
Далее в № 1 (5) представлена редакционная статья . Особое значение журнала подчеркивается тем, что он составляется людьми близкими к религии. Изложена теория о том, что прародиной зороастризма является территория нашей страны. Подчеркивается общность иранцев, славян и индоариев, их происхождения от арийской расы. Вопросы религии, истории, философии, культуры и астрологии в журнале «Митра» освещаются с зороастрийской точки зрения, особое внимание уделяется авестийской астрологии, так как учение о звездах является одной из составных частей Авесты.
В журнале планируется освещать вопросы взаимосвязи зороастрийской традиции с другими религиями, в частности с христианством. Одной из важнейших задач журнала представлено «разоблачение всевозможных еретических веяний, лжепророков, заумных оккультных деятелей».
В журнале публикуются занятия по изучению авестийского языка. Особый интерес для исследователей-иранистов могут представлять эксклюзивные переводы древних зороастрийских текстов, публикуемых в журнале «Митра». Интересны переводы из журнала «Фезана» североамериканских зороастрийцев, с которыми тесно сотрудничает питерская зороастрийская община.
В целом журнал «Митра» полностью посвящен древним зороастрийским обычаям, ритуалам, праздникам. Журнал призван быть связующим звеном как между членами зороастрийской общины, так и в целом всеми зороастрийцами, проживающими на территории России.


Далее
Зороастризм
Главная



Hosted by uCoz