Анализ рубрик журнала "Митра"

Основными жанрами периодической печати являются передовые и редакционные статьи, авторские статьи, корреспонденция, очерки, репортажи, заметки, рецензии, обзоры и другие литературные формы. Для нас важно выяснить какие статьи определяют лицо данного журнала, характер и содержание опубликованной информации, подчеркивают ее актуальность, а также выявить и проанализировать основные и постоянные рубрики журнала «Митра».
Тематика журнала «Митра» довольно обширна. Здесь освящаются вопросы религии, истории, философии, культуры и астрологии, причем с зороастрийской точки зрения. Но для нас важна научная обоснованность публикуемых статей. Важно то, как подан материал читателю: есть ли анализ, оценка, сравнение, сопоставление и выводы по затронутым вопросам. Такая аналитическая направленность материалов позволяет глубже понять научно-историческую ценность опубликованной информации.
Одно из достоинств журнала «Митра» - строгое структурирование его в соответствии с насками Авесты и наличие постоянных рубрик, таких как «Авестийский язык», «Переводы из журнала “Фезана”», «Астрология и религия», «Разоблачение еретических направлений».
Много внимания на страницах журнала уделено ненаучной, эзотерической стороне зороастризма, в частности авестийской астрологии. Павел Павлович Глоба одной из задач журнала ставил рассмотрение непростых вопросов, касающихся судьбы и значения учения о Зерване.
На протяжении всех выпусков журнала ведется такая значительная, по нашему мнению, рубрика как «Авестийский язык». Изучение Авесты – «Библии» зороастризма – всегда было обязательным не только для священников-зороастрийцев, но и для рядовых общинников. Изучать же Авесту без знания языка, на котором она составлена, не возможно.
Своеобразные уроки авестийского языка содержат информацию об алфавите, склонениях и частей речи этого языка, также содержат своеобразный глоссарий. Изучение языка идет на отрывках мантр из Авесты. Рубрику ведет Михаил Чистяков. В подготовке уроков используются Лингвистический энциклопедический словарь, а также учебники Соколова С.Н. «Авестийский язык» и «Язык Авесты». Кроме этого автор использует для экскурса в историю авестийского языка разнообразную литературу: М. Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи»; Фирдоуси. Шахнаме. Критический текст; материалы журнала «Фезана», издаваемого североамериканскими зороастрийцами и мн. др.
Неизменными и постоянными в журнале «Митра» стали рубрики: «Поэтическая страничка», «Переводы из Авесты» и интервью с членами общины.
Первая включает в себя творчество общинников. Стихи посвящены большей частью светлым ахурам и Митре, и носят глубоко философский характер.
«Переводы из Авесты» являются неотъемлемой и обязательной рубрикой журнала, посвященном зороастрийской религии. Даны фрагменты переводов из Хом Яшта (№ 4); Хоршед Ньяиш (Молитва Солнцу), переводы молитв Ахуна Вайрья, Аша Вахишта, Йенгхе Хатам, А Айрьема Ишьйо в № 3 (7); «Африн-и-Зартукхшт» - Благословение Заратуштры в № 1 (5). Все эти переводы – труд младшего настоятеля Питерской зороастрийской общины Михаила Чистякова.
В первых номерах журнала – Вестнике – также представлены отрывки из Меног-и-Храда и Видевдата, эти материалы были подготовлены Ольгой Чистяковой.
В интервью с членами общины содержится информация о тенденциях развития зороастрийского учения, о настоящем положении общин, о проблемах, возникающих именно на данном этапе, о задачах, которые ставят перед собой общинники и как они их решают. В Вестнике (№ 0, 1, 2) опубликовано три интервью: 1) с настоятелем питерской зороастрийской общины Павлом Павловичем Глобой (№ 1). Он дал достаточно интересную характеристику, имеющимся сейчас двум зороастрийским общинам в Москве и Санкт-Петербурге. Сказал о недостатках общин, и о перспективах их развития и укрепления. 2) со старостой питерской зороастрийской общины Ириной Михайловной Матуковой (№ 0). Так как Ирина Михайловна входит в Административный совет общины, несомненно полезным оказывается ее рассказ о непосредственной деятельности Совета. 3) с младшим настоятелем питерской зороастрийской общины Михаилом Чистяковым (№ 2). Это интервью особенно интересно тем, что содержит в себе субъективное мнение человека непосредственно соприкасающегося с жизнью общины, его ощущения, его отношение к зороастрийскому учению и ритуалу, его надежды и чаяния, его мнение о развитии общины и ее деятельности.
Зороастризм на протяжении многих веков был государственной религией древнего Ирана и сохранился благодаря иранскому народу. неудивительно, что на страницах журнала «Митра» много внимания уделено древнеиранским традициям.
Например, в № 3 (7) опубликована статья «Коллекция Сасанидского серебра в Эрмитаже» . Сасанидская коллекция замечательных серебряных сосудов – самый известный памятник восточного собрания Государственного Эрмитажа (III-VII вв. н.э.). в Сасанидской теревтике (так принято называть замечательные серебряные и золотые сосуды эпохи Сасанидов) представлены две темы: 1. Государственно-прокламативная, т.е. официальный портрет («лицевые» сосуды); 2. Тема зороастрийской символики.
В составлении статьи была использована информация экскурсоводов-сотрудников Государственного Эрмитажа, а также научная литература – монографии Г.М. Бонгард-Левина, и К.В. Тревера и В.Г. Луконина.
В № 1 (5) изложена статья о головном уборе в Древней Персии . Здесь рассмотрены головные уборы, которые носили цари, священники и воины в Персии. К статье представлены изображения фресок, рельефов и сосудов, которые помогают наглядно представить как выглядели эти головные уборы.
В № 1 Вестника (продолжение в № 2) опубликована статья «Сасанидские ткани» . Изучая сасанидские ткани, можно более зримо представить себе быт персов, в очередной раз почувствовать, что вещи окружавшие их, носили не только утилитарный характер. Весь уклад жизни был пронизан зороастрийским учением.
Особый род информации дает рассмотрение на журнальных страницах обычаев, ритуалов, праздников, связанных с зороастрийским культом. Сюда относятся такие рубрики, как «Зороастрийские праздники и будни», «О жизни питерской зороастрийской общины» и «Календарь».
Много информации в журналах можно найти в таких важных для зороастрийцев праздников как Навруз и Фравардин, а также как эти праздники встречает питерская община. Подробно описаны пожелания, что необходимо для того, чтобы присутствовать на зороастрийских богослужениях, необходимая форма одежды, о том, когда и какие молитвы необходимо читать и многое другое.
В журналах можно найти довольно-таки подробную информацию о всех зороастрийских праздниках и постах. Зороастрийские праздники, конечно, религиозные. И они очень точно привязаны к годовому циклу.
На всех зороастрийских праздниках обязательным является употребление хаомы (для причастия), о чем, конечно же, также можно найти материал на страницах журнала . Кроме того, «Митра» рассказывает о многих ритуальных предметах, необходимых в зороастрийских праздниках ; о специальных сосудах и определенных канонах изображений на ритуальных сосудах, и обязательно, о судрехе и кушти . Священное одеяние - судрех и кушти – является самым основным «атрибутом» зороастрийской религии.
Рассмотрим следующую не менее интересную рубрику – «Зороастрийский календарь». Сюда включаются статьи о зороастрийской кухне и о священных тотемах. В статьях о зороастрийской кухне можно найти рецепты как для зороастрийских праздников, так и для повседневной жизни. Древние арии в повседневной жизни руководствовались рекомендациями солнечного календаря, в частности, в отношении питания. В определенные дни месяца следовало ограничивать себя в еде, в другие дни можно было есть побольше, так как пища как бы «сгорала». Большое значение придавали ритуальной чистоте приготовления пищи. В «Размышлениях о доброй пище» можно найти цитаты из «Дад-Спарама» и «Меног-и-Храт» о ценной и полезной пище. Изучая эти рубрики, можно сказать, что еда – это не просто утоление голода и жажды, и не просто получение удовольствия от хорошего приготовленных блюд, но и серьезная работа над собой, над своими желаниями и влечениями.
Рассмотрим следующую рубрику нашего журнала – «Разоблачение еретических направлений».
В Вестнике «Митра» (№ 2, 3) приведены две статьи, описывающие манихейскую ересь в прошлом и в настоящее время. В статьях приведены сведения из истории возникновения манихейства и основные положения версии Мани о происхождении мира и места человека в нем, и конечно, о последователях Мани. По представлениям Мани Ахура Мазда сотворил только мир идей, а Ангра Манью – весь видимый мир как полное воплощение зла, что противоречит основной идее зороастризма.
Журнал содержит в себе исторические страницы, своеобразный исторический экскурс. В первых четырех номерах Вестника (№ 0 - 3) обширно излагается статья «Урал как прародина ариев». Автор – Надежда Бутакова – попыталась обосновать положение о том, что арийский этнос зародился на территории России. Здесь приводятся положения лингвистов и историков, изучающих эту проблему, также использованы исследования этнографов. Широко описан быт и ремесло древних ариев, город-обсерватория Аркаим, есть сравнение Аркаима и Стоунхенджа.
Много интересной информации из журнала можно почерпнуть о столице Ахеменидской державы – Персеполе, о его предыстории, и о том, что он был построен исключительно для проведения в нем главного зороастрийского праздника – Навруза, об удивительной архитектуре этого города.
Есть в журнале и обширное описание зороастрийских храмов в различные периоды развития этой религии.
Обширная литературная и источниковедческая база этих статей придает научно-историческую ценность опубликованной в журнале информации.

Таким образом, можно суммировать:

Журнал «Митра» - первый и единственный пока зороастрийский орган печати в России.
Издание журнала сопряжено с большими трудностями для питерской зороастрийской общины. Но, тем не менее, журнал выходит, несмотря ни на какие проблемы в работе и издании.
Журнал «Митра» является ценным историческим источником, не только характеризующим современное состояние зороастризма, но и дающим важные сведения о жизни зороастрийцев в России.
Указанный источник является, на наш взгляд, необходимым материалом, освещающим проблемы и детали современного положения зороастрийцев в России и в мире в целом, характерные особенности современного зороастрийского культа и обрядов. Журнал касается и тех изменений, которые пережил зороастризм в своем развитии в XX веке.
На наш взгляд, этот источник, мало используемый в настоящее время, еще ждет своего исследователя.


Зороастризм
Главная
Напишите мне

Hosted by uCoz